Сегодня в составе Черноморского флота находятся семь больших десантных кораблей проектов 775 и 1171. Иногда в прессе их всех одинаково называют боевыми «аллигаторами», по аналогии с тропическим хищником. Сейчас они организационно сведены в состав 197 бригады десантных кораблей и являются непременными участниками всех флотских мероприятий, сбор походах и высадках морского десанта, большинства международных учений.

Высадка десанта

В 2003 году БДК «Цезарь Куников» совершил дальний поход в Индийский океан в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота. В составе сил постоянной готовности находятся:

— БДК-46 «Новочеркасск», 1987 года постройки
— БДК-64 «Цезарь Куников», 1986 года постройки
— БДК-54 «Азов», 1990 года постройки
— БДК-67 «Ямал», 1987 года постройки соответственно

Все они относятся к большим десантным кораблям 775 проекта, считаются одними из самых «молодых» кораблей на ЧФ.

К проекту 1171 на Черноморском флоте относятся:

— БДК «Николай Фильченков», 1975 года постройки
— БДК «Орск», 1967 года постройки
— БДК «Саратов», 1966 года постройки

БДК-46 «Новочеркасск»
БДК-64 «Цезарь Куников»
БДК-54 «Азов»
БДК-67 «Ямал»
БДК «Николай Фильченков»
БДК «Орск»
БДК «Саратов»
Главная база ЧФ

Большие десантные корабли принимали участие в самых различных операциях советского и российского флота. В 1986 году, с началом гражданской войны в Йемене, эвакуировали советских граждан из порта Аден (Йемен). В 1991 году участвовали в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра, из архипелага Дахлак.

Активно использовались БДК и как сухогрузы для снабжения группы российских войск в Закавказье и вывоза техники и вооружения. Так летом 2004 года автор был свидетелем тому, как с российской базы в Гонио (Батуми, Грузия) на БДК проекта 1171 была перевезена легендарная «тридцатьчетверка», танк Т-34, своим ходом добравшийся до берега моря, к десантному кораблю. Жаль, тогда не оказалось под рукой фотоаппарата!

Черноморские «аллигаторы» участвовали в миротворческой операции в западной части Грузии и в Абхазии в начале 90-х годов прошлого века. По самым неполным данным, десантными кораблями было вывезено в район Новороссийска их зоны конфликта более 20.000 человек, беженцев, российских туристов.

Высадка десанта на берег

Одна из крупнейших современных операций с использованием кораблей данных проектов состоялась в августе 1999 года. Практически вся десантные корабли флота приняли участие в доставке российского контингента миротворческих сил в Югославию знаменитого «Приштинского прорыва».

За два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек. 12 августа 2008 года два БДК Черноморского Флота ВМФ России — «Ямал» и «Саратов», под прикрытием малого противолодочного корабля «Суздалец», высадили российский десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМФ Грузии. По завершении данной операции, БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября.

БДК "Цезарь Куников", фото с турецкого вертолета

Большой десантный корабль 775 проекта, к ним на ЧФ относится БДК «Цезарь Куников», «Ямал», «Новочеркасск» и «Азов». Тактико-технические характеристики:
— водоизмещение: 4080 т.
— размеры: длина — 112,5 м, ширина — 15 м, осадка — 3,7 м.
— скорость хода максимальная: 18 узлов
— дальность плавания: 6100 миль при 15 узлах
— силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 19200 л.с.
— вместимость: до 500 тонн техники и грузов, 225 десантников
— вооружение: 2х2 57-мм артустановки АК-725 или 2х1 76-мм артустановки АК-176 , 4х8 ПУ ПЗРК, 2х30 122 мм ПУ НУРС А-215 «Град-М»
— экипаж: 87 чел

История корабля:

Большой десантный корабль проекта 775. В ВМФ СССР основным мотивом появления новых видов кораблей был опыт боевых служб, согласно которому было установлено, что:
— большой десантный корабль (БДК) должен был перевозить один батальон
— средний десантный корабль (СДК) — роту
— малый десантный корабль (МДК) – взвод.

Указанным требованиям полностью отвечал только имевшийся уже на вооружении БДК пр.1171, но абсолютно не удовлетворяли СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 году по указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова было выдано тактико-техническая задача на проектирование нового СДК проекта 775.

Проектирования нового СДК осуществлялось в Польше, главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель О.Высоцкий, главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1 ранга Б.М.Моложожников, потом гражданский специалист М.И. Рыбников, старший представитель заказчика — инженер Л. В. Луговин.

В процессе проектирования корабли были проклассифицированы в БДК второго ранга через значительное возрастание водоизмещения. К слову, все корабли, которые приходили с польских судоверфей в 80-е года прошлого века, носили на себе все признаки саботажа тогдашней «Солидарности»… То в двигателях кораблей польской постройки наши механики найдут мелкий металлический лом, то следы явно целенаправленно сделанной неполадки… Такое было время.

Головной корабль СДК-47 (строительный №1) пр. 775 был построен в Польше в 1974 году на верфи «Stocznіa Polnocna», или «Северная верфь». Начальником был инженер Б.Стандура. Первая серия кораблей, которая состояла из 12 СДК, была закончена в 1978 г. На западе эти корабли окрестили как «Ropucha І» — так в английской транскрипции произносится слово «лягушка».

Вторая серия из 16 СДК (пр. 775.ІІ или «Ropucha ІІ») была закончена в 1992 г. Корабли второй серии отличались другими РЛС общего выявления, а начиная с третьего корабля серии — и другими артустановками (одной 76-мм АК-176 и двумя 30-мм АК-630 вместо двух 57-мм АК-572).

Предполагалось и построение третьей серии пр. 775 специально под новые танки Т-80 (в некоторых источниках именуется как «проект 778»), но развал Советского Союза прервал строительство этих кораблей. Головной БДК этой серии «Контр-адмирал Грен» был прекращен строительством и сдан на металлолом в 1992-1993 годах.

Строительства БДК данного проекта велось по заказу СССР исключительно для его флота. Ни один корабль пр.775 не вошел в состав ВМФ держав-союзниц по Варшавскому Договору. Исключением можно считать лишь один БДК, переданный Йемену в 1979 г. из состава советских сил, которые базировались в Индийском океане.

Десантный корабль пр.775 по конструкции является многопалубным, плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По конструкции он относится к судам, выполненных по системе «Ro-Ro» — с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля.

Основным его предназначением является прием из оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой военно-транспортной техники и пехотных подразделов техники, транспортирования их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через открытое носовое устройство, а также приема из воды, транспортирования морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.

Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования.

Морская пехота садится на десантные корабли

БДК может быть использован при различных вариантах загрузки:
— вариант 1: 150 человек десанта и 10 танков типа Т-55 с экипажем в 40 человек.
— вариант 2: 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажем в 36 человек.
— вариант 3: подразделение в составе 3 танков с экипажем в 12 человек, 3 120-мм минометов, 3 боевых машин типа 2Г 27, 4 автомобиля ЗИЛ-130, 4 ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69.

Высадка десанта один из этапов учений

Корабль способен перевезти груз весом 650 тонн на расстояние 4700 миль и плавать во всех незамерзающих морях и океанах без ограничений.

Десант размещается в танковом трюме (длина — 95 м, ширина носовой части — 6,5 м, ширина кормовой части — 4,5 м, высота по диаметральной плоскости — 4 м), и может быть высажен на оборудованное, необорудованное побережье или на морскую поверхность при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов.

Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах. Высадка десанта осуществляется с помощью носового десантного устройства, в который входят носовые ворота и аппарель.

Высадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное побережья с минимальным наклоном дна 2-3 градуса (в зависимости от обобщенной массы принятых на корабль грузов). Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет соединять несколько судов для создания своеобразного «моста». Габариты входа из носа: ширина — 4,8 м, высота — 5,5 м. Габариты входа из корма: ширина и высота — 5,5 м.

Как правило, корабли пр.775 действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но могут выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия.

Большие десантные корабли 1171 проекта: «Орск», «Саратов», «Николай Фильченков». Большой десантный корабль пр.1171 ТТД:
— водоизмещение: 4650 т
— размеры: длина — 113,1 м, ширина — 15,6 м, осадка — 4,5 м
— скорость хода максимальная: 16,5 узлов
— дальность плавания: 10000 миль при 15 узлах
— силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.
— вместимость: до 1500 тонн техники и грузов
— вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б
— экипаж: 55 чел.

Качественный и количественный рост ВМФ СССР в середине XX века позволил ему выйти на просторы Мирового океана. В числе прочих задач в стратегических доктринах появилась и такая: «Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам». Это требовало особых средств. И не в последнюю очередь — специальных судов для доставки различных грузов.

Так, в 1959 году появилось задание на разработку океанского танкодесантного корабля (проект 1171) с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз с носовой аппарелью (проект 1173), который в военное время должен был служить тем же целям.

Высокая сложность принципиально нового для нашего флота корабля, а также близость назначения обоих проектов заставили объединить оба проекта в один под общим обозначением «проект 1171». При этом сохранялось двойное — военное и гражданское — использование судна, характеристики же его несколько снизились.

Противоречивые требования гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование) заставили пойти на компромисс.

Проектировщики составили четыре варианта проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Последней каплей явилась замена главных двигателей. Вместо планировавшихся для судна дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить моторы большей мощности.

Это вполне устраивало ВМФ, поскольку скорость возрастала до 17 узлов — почти до исходного задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна — его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение «Тапира» (так назывался проект 1171) проявилось лишь во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода.

Корабль получил обозначение БДК — «большой десантный корабль» — и строился исключительно для ВМФ. За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 кораблей данного проекта в четырех вариантах. В течение двух десятков лет «Тапиры» («Alligator» по классификации NATO) составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза.

На Черноморском флоте всего было 5 кораблей этого класса. Они хорошо зарекомендовали себя на боевых службах и за долгие годы эксплуатации совершили много дальних походов.

Большой десантный корабль "Орск" Черноморского Флота

Для примера хотелось бы привести большой десантный корабль БДК-69. Он был заложен в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» 30.08.1967 г. (заводской №296), спущен на воду 29.02.1968 г., вступил в строй 05.12.1968 г. За время службы БДК-69 в советском ВМФ кораблем было выполнено 11 боевых служб в Атлантическом и Индийском океанах, Средиземном и Красном морях, участвовал в учениях «Океан», «Юг-71», «Крым-79», «Запад-81», «Щит-83».

При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, БДК-69 базировался в портах Египта (в июне-июле 1972 г.), БДК-69 перевозил миротворческий контингент в Югославию, оставлял гуманитарные грузы в Гвинею, Сирию, Болгарию.

Принимал участие в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта. В августе 2000 года БДК-69 в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска).

20.10.2002 г. корабль был переименован и получил новое название — «Орск». О том, как большой десантный корабль Черноморского флота принимал участие в международных учениях Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия пойдет речь в репортаже военного журналиста Александра Кудрявцева.

БДК "Ямал", вид с вертолета

О больших десантных кораблях можно говорить до бесконечности и все слова благодарности будут искренними. Вне сомнений, само существование Черноморского, «заграничного», флота России было бы весьма затруднительным. Не будь в его составе 197 бригады десантных кораблей. За истекшие 20 лет эта бригада перевезла на своих кораблях десятки тысяч людей, сотни тысяч тонн грузов и огромное количество техники.

/Александр Кудрявцев, arms-expo.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить