Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения

 

Информационное агентство «Оружие России» продолжает публиковать рейтинги различного вооружения и военной техники. На этот раз российские эксперты сравнивают тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПК) России и зарубежных стран. Сравнительная оценка проводилась по следующим параметрам:

- огневая мощь (количество боевых блоков (ББ), суммарная мощность ББ, максимальная дальность стрельбы межконтинентальной баллистической ракеты, ее точность – КВО);

- конструктивное совершенство ТРПК (водоизмещение, габаритные характеристики, условная плотность ТРПК – отношение полной массы подлодки к ее объему);

- техническая надежность (вероятность безотказной работы систем подлодки, время проведения залпового пуска всех ракет, время подготовки к пуску ракеты, вероятность успешного старта);

- эксплуатация (скорость хода ТРПК как в надводном, так и в подводном положении, характеристики безшумности, время автономного плавания).

• Сумма баллов по всем параметрам дала общую оценку сравниваемого ТРПК. При этом учитывалось, что каждый ТРПК, взятый из статистической выборки, сравниваясь с другими ТРПК, оценивался, исходя из технических требований своего времени.

• В рейтинге проведенным ИА «Оружие России» рассматривались ТРПК всех стран, являющихся ныне полноправными членами мирового атомного подводного клуба. В него, напомним, кроме США («отца-основателя») и России входят также Великобритания, Франция, Китай и Индия, уже имеющая опыт эксплуатации сдававшейся ей в аренду в 1988-1991 годах советской многоцелевой ракетной АПЛ проекта 670 и строящая собственную атомную субмарину-ракетоносец «Арихант».

В рейтинге участвовало 8 ТРПК России, США, Великобритании, Франции, Китая и Индии.

ТРПК 941 «Акула» — Россия

ТРПК 941 «Акула»

ТРПБ 667БДРМ «Дельфин» — Россия

ТРПБ 667БДРМ «Дельфин»

ТПРК 955 «Борей» — Россия

ТПРК 955 «Борей»

ТПРК типа «Огайо» — США

ТПРК типа «Огайо»

ТПРК типа «Вэнгард» — Англия

ТПРК типа «Вэнгард»

ТПРК типа Le Triomphant — Франция

ТПРК типа Le Triomphant

ТПРК 094 класс «Цзинь» — Китай

ТПРК 094 класс «Цзинь»

ТПРК проект «Арихант» — Индия

TPRK_Arihant

По количеству набранных баллов перечисленные подводные крейсеры распределились следующим образом:

Подводные крейсеры – рейтинг

Согласно данных, приведенных в таблице, по количеству набранных баллов первые 4 места заняли:

ТРПК типа Ohio

ТРПК типа Ohio

Основные характеристики:
скорость (надводная) 17 узлов
скорость (подводная) 25 узлов
рабочая глубина погружения 365 м
предельная глубина погружения 550 м
экипаж 14-15офицеров,140 матросов и старшин

Размеры:
водоизмещение надводное 16 746 т
водоизмещение подводное 18 750 т
длина наибольшая (по КВЛ) 170,7 м
ширина корпуса наиб. 12,8 м
средняя осадка (по КВЛ) 11,1 м

Силовая установка атомная:
реактор типа GE PWR S8G
две турбины по 30 000 л. с
2 турбогенератора по 4 МВт
дизель-генератор мощностью 1,4 МВт
резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с

Вооружение:
торпедно-минное —  4 ТА калибра 533 мм
ракетное —  24 баллистические ракеты Trident II D5

• Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN) — серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения, вступивших в строй с 1976 по 1992 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 ракетами системы «Трайдент».

• Первая серия из восьми ракетоносцев была вооружена ракетами Trident I C-4 и базировалась на военно-морской базе (ВМБ) Бангор, штат Вашингтон, на Тихоокеанском побережье США. Остальные 10 лодок, второй серии, были вооружены ракетами Trident II D-5 и размещались на ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия.

• В 2003 году в целях выполнения договора об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк», завершившаяся в 2008 году.

• Оставшиеся четыре лодки первой серии перевооружены ракетами «Трайдент-2», а все ракеты «Трайдент-1» были сняты с боевого дежурства. Из-за сокращения ракетоносцев на Тихом океане часть лодок типа «Огайо» была переброшена с Атлантического океана на Тихий.

• Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое дежурство, проводя в море 60% времени. К началу 1960-х годов после ряда проведённых исследований американские аналитики пришли к выводу о бесперспективности стратегии «массированного возмездия».

• В 1950-х годах американские стратеги рассчитывали вывести из строя стратегические ядерные силы СССР превентивным ракетным ударом. Проведённые исследования показали, что одним ударом не могут быть уничтожены все стратегические цели, и ответный ядерный удар будет неотвратим. В этих условиях зародилась стратегия «реалистического устрашения».

• Как скажет в начале 1980-х годов начальник ГШ ВС СССР Н.В.Огарков, «появление и быстрое совершенствование ядерного оружия поставили совершенно по новому вопрос о целесообразности войны как средства достижения политической цели. Отказ от необходимости ведения всеобщей ядерной войны привёл к пересмотру требований к разрабатываемым стратегическим вооружениям«.

ТРПК проекта 667БДРМ «Дельфин»

ТРПК проекта 667БДРМ «Дельфин»

Основные характеристики:
скорость (надводная) 14 узлов
скорость (подводная) 24 узла
рабочая глубина погружения 400 м
предельная глубина погружения 650 м
автономность плавания 90 суток
экипаж 140 человек

Размеры:
водоизмещение надводное 11 740 т
водоизмещение подводное 18 200 т
длина наибольшая (по КВЛ) 167,4 м
ширина корпуса наиб. 11,7 м
средняя осадка (по КВЛ) 8.8 м

Силовая установка атомная:
2 реактра ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 Мвт
2 паровых турбины суммарной мощностью 60 000 л. с
2 турбогенератора ТГ-300 по 3 кВт
2 дизель-генератора ДГ-460 по 460 кВт
резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с

Вооружение:
торпедно- минное — 4 ТА калибра 533 мм
ракетное — 16 баллистических ракет Р-29РМ

• Последним кораблем «семейства 667», а также последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически «плавно перешедшим» в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр «Дельфин») так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева.

• Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г. Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году.

• Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, «позаимствованных» у пусковой установки.

• По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

• Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. В известном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

ТРПК проекта 941 «Акула»

ТРПК проекта 941 «Акула»

Основные характеристики:
скорость (надводная) 12 узлов
скорость (подводная) 25 узлов
рабочая глубина погружения 400 м
предельная глубина погружения 500 м
автономность плавания 180 суток
экипаж 160 человек

Размеры:
водоизмещение надводное 28 500т
водоизмещение подводное 49 800 т
длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м
ширина корпуса наиб. 23,3 м
средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м

Силовая установка:
2 ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый
2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение:
торпедно-минное —  6 ТА калибра 533 мм
22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 или ракето-торпеды «Водопад»
Ракетное — 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
ПВО — 8 ПЗРК «Игла»

• Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо». Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку.

• По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

• 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. «Акула», проект 941. Первая лодка этого типа ТК-208 была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года.

• Перед спуском, в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года).

• ТК-208 вступил в строй в 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции. Строительство «9-ти этажных» подводных лодок обеспечивало более 1000 предприятий Советского Союза.

• Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Подлодка «Акула» предназначена для нанесения ракетно-ядерных ударов на большие расстояния по крупным военно-промышленным объектам и пунктам базирования сил.

ТРПК проекта 955 «Борей»

ТРПК проекта 955 «Борей»

Основные характеристики:
скорость (надводная) 15 узлов
скорость (подводная) 29 узлов
рабочая глубина погружения 400 м
предельная глубина погружения 480 м
автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек

Размеры:
водоизмещение надводное 14 720 т
водоизмещение подводное 24 000 т
длина наибольшая (по КВЛ) 160 м
ширина корпуса наиб. 13,5 м
средняя осадка (по КВЛ) 10 м

Силовая установка ядерная
ядерный реактор ОК-650В 190 МВт
ПТУ с ГТЗА
гребной вал
водомётный движитель

Вооружение:
торпедно-минное — 6 ТА x 533 мм, торпеды, торпедо-ракеты, крылатые ракеты.
Ракетное — 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава» — количество ракет: 16 (проект 955)

• На вооружение ВМФ приходят атомные подводные лодки стратегического назначения нового — четвертого поколения проекта 955 шифр «Борей». Головным кораблем этого проекта стала субмарина, названная в честь князя Юрия Долгорукого. Проектно-техническая документация была разработана инженерами Конструкторского Бюро «Рубин».

• После утверждения плана атомная подводная лодка была заложена 22 декабря 1996 года на судостроительном заводе ОАО ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске. Во время строительства АПЛ «Юрий Долгорукий» был применен опыт советских кораблестроителей.

• Также в создании атомной подводной лодки была заимствована идея создания корпусной конструкции, которая позволила снизить стоимость строительства субмарины. На атомной подводной лодке установлен ядерный реактор типа ОК-650В на тепловых нейтронах. Мощность паротурбинных установок составляет 190 МВт.

• Новинкой в конструкции серии «Борей» стал водометный движитель, что значительно снизит уровень шума подлодки. Еще одной характерной особенностью подводной лодки проекта 955А станет вооружение, состоящее из 12 баллистических ракет типа «Булава» российского производства.

• Следующая модернизированная серия подводных ракетоносцев проекта 955 будет иметь 16 таких ракет. После серии успешных швартовных и ходовых испытаний атомная подводная лодка-ракетоносец «Юрий Долгорукий» получила бортовой номер К-535 и вошла в состав ВМФ РФ. Вскоре с АПЛ была произведена серия успешных ракетных стрельб новыми баллистическими ракетами.

• Правительство Российской Федерации планирует построить 8 ракетоносцев проекта 955 «Борей». Однако, на сегодняшний день довольно медленно продвигается окончание строительства второй подводной лодки К-550 «Александр Невский», заложенной 19 марта 2004 года, и продолжение строительства третьей АПЛ «Владимир Мономаx, заложенной 19 марта 2006 года.

Также уже известно название четвертой субмарины этого проекта — «Святитель Николай». Все четыре атомные подводные лодки будут дислоцироваться на военно-морской базе в Вилючинске (полуостров Камчатский) и войдут в состав Тихоокеанского флота. Там уже проведена огромная работа по возведению необходимой инфраструктуры, как для кораблей, так и для подводников:
— полностью перестроена пирсовая зона
— организована техническая защита системы базирования
— проведена модернизация учебного центра
— сданы в эксплуатацию несколько жилых домов для членов семей моряков-подводников.

• Корабли, подобные ракетному подводному крейсеру стратегического назначения «Юрий Долгорукий», скоро станут основой морской составляющей ядерной триады Российской Федерации.

При написании статьи использовались открытые материалы интернет-источников.

/Станислав Закарян, arms-expo.ru/


 
 
 

10 комментариев

  1. Сергей:

    Жаль если распилят три оставшиеся подлодки класска «Акула». Вот пусть лучше Абрамович или Прохоров их купят и переоборудуют в подводное грузовое судно, да хоть в круизное.. Всё больше пользы Родине чем покупать дурацкие зарубежные спортклубы или даже яхты..

    • Денис:

      Да музей надо сделать. Хотя бы из одной. Всё-таки самая большая в мире. И больше таких не будет, нет причин их строить. Потому как таких здоровых ракет больше не будет. Моя мечта, моя идея-фикс побывать на Акуле. Что возможно только если сделают музей.

    • TeslaBot:

      ну ты молодец, девочка, нашла куда написать)))

  2. Денис:

    С иллюстрациями в этой статье непорядок. Две фотографии с подписью пр955 Борей». Третья сверху и самая последняя. Разницу за километр видно, не правда ли? Так вот, Борей на самом деле внизу. А на верхней фотке вместо него нам подсунули АПЛ с крылатыми ракетами. Проект 949А «Антей», в народе (неофициально) — Батон. Есть даже сильное подозрение, что это может быть К-141, то есть Курск. Впрочем, на 100% не уверен. Но это однозначно один из них. Батон ни с чем не спутаешь.

  3. Кардер:

    Есть работа, которой нужно заниматься, которая приносит очень неплохие деньги при должном отношении. Нужны бесстрашные и хитрые люди, обладающие сноровкой кошки, хитростью лиса и ловкостью пантеры.

  4. RayYE:

    Привет! Интересно у вас тут.

  5. duerpeli:

    Всем привет!
    По новостям постоянно обсуждают все новую информацию про Эдварда Сноудена, что он приоткрыл занавесу над работой спецслужб, в частности про слежку за людьми. Как думаете, наши тем же занимаются? У кого какие мнения? От себя могу сказать что я за борьбу с терроризмом, бандитами и т.д. , но координально против тотальной слежки за всеми подряд, мало ли как это можно использовать, да и то чувство что за тобой следят немного беспокоит.

  6. Александр:

    Стесняюсь спросить: это по каким же, блин , показателям «Огайо» опередила и «Кальмара » и «Дельфина» и «Акулу»???

  7. Александр:

    Кстати, при всем уважении к автору, он слегка напутал с мощностями реакторов и дизель-генераторов на многих проектах!

 
 

Оставить комментарий