XXI век открылся непрекращающимся тайным соперничеством среди крупных стран в деле постройки идеального вида морской военной техники. Не последнее слово здесь принадлежит и конструкторам из Североамериканских Штатов, работающих по заказу ВМС США в деле постройки кораблей.

• В последнее время в Америке был спроектирован, собран на заводских стапелях и прошел ходовые испытания корабль прибрежной зоны (КПЗ) новой генерации Independene – головной корабль II вида, созданный по проекту LCS (прибрежных кораблей, действующих в мелководных районах). Проведенные тесты определили ряд серьезных погрешностей военных кораблестроителей.

Литоральный боевой корабль «Independence» LCS 2

Проект LCS

• Проект создания LCS (прибрежных кораблей, действующих в мелководных районах) считается на данный момент главной, подлежащей срочной реализации, задачей ВМС США, требующей незамедлительного ввода в действие более 50 скоростных и маневренных кораблей местного базирования, которые оснащены ударным, оборонительным вооружением и радиотехническими средствами, созданными по последнему слову техники. Они предназначены для ведения локальных боевых действий в прибрежных акваториях.

• «Отцом» этой идеи и «генератором» последующих действии стал начальник управления военно-морских операций штаба ВМС США адмирал Вернье Кларк. Позиция адмирала такова, что литоральные корабли необходимы там, где нет смысла применения кораблей океанского типа по тактическим или финансовым соображениям.

Литоральные зоны

• Это подразумевает ведение боевых действий в районе малых глубин. Однако в российской военно-морской литературе, да и сложившейся практике действий ВМФ РФ, такой термин употребляется несколько в переносном значении. Литораль — область дна моря или океана, подлежащая затоплению при приливе и образованию мелей при отливе. С позиции тактики действий ВМФ в «классике»- это совсем небольшая зона, чтобы для контроля ситуации в ней возводить новый класс кораблей.

• Западные военно- морские стратеги дефинируют литоральную зону, как область пересечения водной стихии и берега, включающую в себя берег моря, линию берега, береговой склон, находящийся под водой. В их понятии, все эти объекты могут достигать ширины от нескольких метров до нескольких километров. В российской военно-морской теории эта часть акватории обозначается, как «прибрежная морская зона» (от англ. «litoral» — прибрежный). Поэтому, с наших позиций, корабли ВМС США типа Independene и Freedom необходимо рассматривать с позиции тактики действия кораблей ближней морской зоны.

Литоральный боевой корабль «Independence» LCS 2

Концепция действий кораблей ближней морской зоны

• Как мыслят американские военные стратеги, концепция использования кораблей ближней морской зоны достаточно проста и размещается всего в двух основных директориях. Первая — использование по прямому предназначению. Это применение против надводных малых и средних кораблей, небольших субмарин, береговой артиллерии, минных передвижных и стационарных комплексов.

• Таким образом, для выполнения этих боевых задач требуется создание военного корабля класса DD(X), который в случае необходимости мог действовать по второй директории, вплоть до использования в качестве корабля десанта для подразделений спецназа или служить базовым кораблем для пуска крылатых ракет. Такой широкий спектр возможностей литорального корабля предполагает его быструю трансформацию в тот вид плавательного средства, которое будет необходимо для выполнения поставленной боевой задачи.

• Особенностью создания таких кораблей явился принцип модульной сборки с внедренным вариантом т.н. «архитектуры открытого типа», который дает возможность применять последние технологии постройки наравне с современными стройматериалами.

Литоральный боевой корабль «Independence» LCS 2

Тендер по созданию литоральных кораблей

• Интерес к данному проекту проявили шесть компаний, в результате отбора, проведенной комиссией ВМС США, осталось три претендента: «Дайнэмикс», «Локхид», «Рэйтеон» — известные в США фирмы. Каждый концерн получил на руки контракт, «Дайнэмикс» на 9 млн. долларов, остальные киты военной индустрии — на 10 миллионов долларов. Через год эскизы литоральных кораблей были представлены на рассмотрение комиссии.

• Проект «Дайнэмикс», предполагал разработку боевого корабля по типу тримаран. Преимущества такого типа корабля наряду с высокими мореходными качествами заключались в большой скорости (свыше 50 узлов) и функционирование корабля с небольшим экипажем, около 25 человек. По замыслу создателей, он предназначен для решения задач по:
— противодействию морским пиратам и террористам;
— противодействию катерам береговой охраны, даже при атаке в развернутом порядке;
— организации поисковых мероприятий и уничтожения субмарин противника, находящихся в прибрежной зоне;
— проведению противоминных действий;
— оказанию помощи другим кораблям.

• Проект «Локхид» предполагал разработку и использование в строительстве корпуса корабля под наименованием «морской клинок», оп представлял собой вариант совмещения классических форм корабля с вариантом типа «глиссер». Такой формой постройки пользовались полуспортивные быстроходные суда, которые устанавливали скоростные рекорды в трансатлантических переходах. Для достижения успеха при принятии заказа военными моряками проектанты «Локхид» выполнили все требования заказчика, особенно условия по взаимозаменяемости и универсальности, при этом поставив модульное оборудование на свой образец.

• И последний, проект «Рэйтеон» предлагал решение задачи создания литорального корабля на основе малого ракетного катера «Skjold» (Норвегия). Здесь концерн «Рэйтеон» отвечал за создание, внедрение и взаимодействие систем корабля, а проект постройки корпуса судна проводила другая специализированная инженерная группа. Этот проект был отличен тем, что катер создавался на воздушной подушке, поэтому он не подошел ВМС США.

Использование других типов кораблей

• Пока военное ведомство и законодатели занимались бумажными вопросами, готовясь к пуску программы по литоральным кораблям, морское руководство апробировало различные варианты применения модульных систем на нетрадиционных типах кораблей.

• Одним из вариантов опытного применения стал корабль с небольшой площадью ватерлинии под названием «Sea Fighter», который уверенно действует в различных экстремальных ситуациях. Одним из основных требованиям к разработчикам при использовании базы этого корабля, должна была стать модульная система комплектации судна, причем такой кораблю должен служит базой для приема/посадки вертолетов, а также «маломерок», в т.ч. и «автоматов-беспилотников». Корабль в начале июня 2003 года был спущен на воду для проведения ходовых испытаний. В конце месяца, показав себя с лучшей стороны, корабль было введён в состав ВМС США.

Корабль с малой площадью ватерлинии «Sea Fighter»

Тактические характеристики «Sea Fighter»:
Водоизмещение -950 т
Длина – 80 м
Ширина – 22 м
Осадка – 3,5 м
Дальность морского перехода -4400 миль
Экипаж -26 человек
Силовая часть – комбинированная, в состав газоэнергетической установки входит 2 дизеля MTU 595 и 2 газотурбинных двигателя LM 2500.

Остальная комплектация Sea Fighter

• В качестве движителей корабля применяются 2 поворотных «водомета», которые располагаются по одному в каждом корпусе катамарана. При синхронной работе всех агрегатов корабля скорость корабля доходит до 50 узлов. Корабль оснащен 2 палубами для посадки геликоптеров, на корме смонтировано приемно-выпускное устройство для различного рода подводных и надводных автоматизированных и других аппаратов, решающих широкий спектр задач, от разведывательно-диверсионных до противоминных.

Корабль с малой площадью ватерлинии «Sea Fighter»

Назначение и испытание корабля

• Корабль с небольшой площадью ватерлинии Sea Fighter предназначен для решения двух главных проблем. Это изучение реальных внутренних ресурсов такой системы кораблей и запуск системы модульного построения морских судов, в том числе в комплектовании вооружением. Планировалось использовать т.н. контейнерный вариант комплектования надстроек судна по принципу блочной схемы электронных приборов. При этом каждый контейнер представляет электронный комплекс различных видов противодействия противнику.

• Начальные тесты Sea Fighter сразу же дали позитивные результаты. Результаты опытов были учтены в программе разработки LCS обоих видов. В последнее время руководство ВМС США активно исследует вопрос об участии кораблей типа Sea Fighter в планируемых операциях, как ВМС США, так и применения этих кораблей в зонах экономических интересов Америки и при решении вопросов, касающихся внутренних проблем США на водных просторах. При оперативной целесообразности быстрого перемещения войск с помощью таких кораблей осуществляется перемещение воск в зоны национальных интересов США.

Результаты проведенных испытаний

• В феврале 2004 года надзорный орган Конгресса США в целом одобрил проект, представленный ВМС США о целесообразности приобретения кораблей прибрежной зоны для нужд американского флота. В мае этого же года военно-морское ведомство США объявило результаты тендера, по которому концерны «Дайнэмикс» и «Локхид» получили контракты стоимостью около 80 млн. и 47 млн. долларов соответственно.

• «Дайнэмикс» будет строить корабли, получившие кодовое обозначение LCS 2 и LCS 4, а «Локхид» будет строить корабли, получившие кодовое обозначение LCS 1 и LCS 3. Общая стоимость контрактов на постройку всех кораблей будет составлять 540 и 425 млн. долларов соответственно. Вообще на постройку всех кораблей такого типа американцы готовы потратить более 4 млрд. долларов.

Литоральный боевой корабль «Freedom» LCS 1

• В начале июня 2005 года начато строительство головного литорального корабля типа LCS 1 Freedom. В ноябре 2008 года он был введён в состав ВМС США. В январе 2006 года «Дайнэмикс» начал строительство на верфи тримарана Inderpendence, в апреле 2008 года его строительство было закончено и в январе 2010 года на нем был поднят военно-морской флаг флота США.

• После этого программа постройки кораблей прибрежной зоны была свернута. Изначально назывались причины роста цен по контракту, впоследствии программы были закрыты из-за отсутствия финансирования Конгрессом США. С трудом построенные литоральные корабли LCS3 и LCS4 концернами «Дайнэмикс» и «Локхид» в ходе динамических испытаний показали неудовлетворительные результаты, было выявлено много дефектов и неисправностей.

/Сергей Лебедев, korabley.net/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить