Корабль класса «Зубр», или проект 12322 — это малое десантное судно, оснащенное воздушной подушкой и разработанное еще в советские времена. После того как проект рассекретили, «Зубр» был признан мощнейшим в мире судном, имеющим воздушную подушку. Суда данного класса имеют в своем арсенале такие страны, как Украина, Россия и Греция.

Десантный корабль класса «Зубр», или проект 12322

• Примечательно то, что «Зубр» является первым судном, произведенным в России и впоследствии приобретенным и поставленным на вооружение странами НАТО. «Зубр» призван выполнить следующие задачи: транспортирует личный состав военных подразделений, боевую технику и занимается грузоснабжением на необорудованные береговые линии. Воздушная подушка позволяет высадить десант на 70% побережий всего мирового океана.

• Грузовой отсек вмещает 3 танка, общий вес которых может доходить до 150 тонн, или же 10 бронетранспортеров (до 130 тонн) и еще 140 человек морской пехоты. К тому же здесь могут разместиться 8 боевых машин пехоты или плавающих танков с примерно одинаковыми размерами. При переоборудовании грузового отделения здесь могут расположиться еще 366 человек. Получается, что общее количество людей, которое «Зубр» может доставить на берег, достигает 500 человек.

Воздушные винты в кольцевых насадках

Двигатель «Зубра» обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Заря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки.

• Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубра». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра. Длина «Зубра» составляет 57,3 метра, ширина – 25,6 метра, высота имеет 21,9 метра. Водоизмещение достигает 555 тонн. Запасы топлива в баках рассчитаны на преодоление расстояния в 300 морских миль (550 км), максимальный предел скорости — 60 узлов (111 км/ч).

Управляет и обслуживает судно экипаж в 27 человек. Корабль «Зубр» располагает артиллерийским и ракетным вооружением. Артиллерийское вооружение сводится к двум 30-мм автоматическим артиллерийским системам АК-630, установленным на судне. Боекомплект каждой составляет 3000 снарядов.

• Две пусковые установки А-22 «Огонь» для 140-мм неуправляемых реактивных снарядов – это ракетное вооружение судна. Их боекомплекты включают по 66 НУР к каждой. 8 переносных зенитных комплексов «Игла» предназначены для противовоздушной обороны.

• Корабль на воздушной подушке типа «Зубр» состоит из платформы прямоугольной формы, которая является основной несущей частью корпуса. На платформе размещается надстройка, разделенная переборками на три отсека.

• В средней части располагается транспортируемая техника. В кормовом отсеке размещены главные и вспомогательные силовые установки, а также системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава мобильного подразделения и экипажа.

• Для плодотворной работы и нормального отдыха на корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия. Для высадки и погрузки десантных подразделений с боевой техникой используются носовая и кормовая аппарели. Корабль на воздушной подушке не имеет якоря, его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в «не рабочем» состоянии опускается, и судно остается неподвижным.

Высадка десанта

Рабочим состоянием «юбки» считается подъём на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъёмную силу. При использовании трёх ходовых двигателей и рулей, корабль обретает достаточные способности для маневра. Самым интересным местом судна на воздушной подушке является центральный командный пункт. Он оборудован штурвалом авиационного типа.

Особенностью кораблей этого типа является то, что им управляет один человек, которого называют пилот. Название говорит само за себя. Управление таким судном требует большого опыта и умений для обеспечения безопасного мореплавания. С командного поста через пять экранов и электротехнических приборов, осуществляется контроль состояния ходовых и подъемных двигателей, генераторов и различных вспомогательных систем.

• Выдающимся достижением корабля на воздушной подушке типа «Зубр» является сочетание высокой скорости, достаточной грузоподъемности и уникальной амфибийности. По утверждениям военных специалистов «Зубр» проекта 12322 обогнал свое время. В период с 1985 по 2000 годы было построено восемь кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». После раздела Черноморского флота в России осталось три судна.

• ВМС Украины были переданы остальные корабли на воздушной подушке: «Краматорск», «Горловка», «Артемовск», «Донецк» и «Иван Багун». Два последних достраивались на судостроительном предприятии «Море» в Феодосии. К сожалению, в современной российской и украинской военной доктрине не нашлось применение столь мощному и дорогому кораблю.

• Поэтому в Афинах 24 января 2000 года между Россией, Украиной и Грецией был подписан контракт, в котором шла речь о продаже нескольких кораблей данного типа — Греции. В течение последующих двух лет в Афины были отправлены четыре судна на воздушной подушке типа «Зубр». Корабли получили новые названия: «Keffallonia», «Kerkyra», «Kakynthos», «Ithaki».

• Приобретение, несомненно, открыло новую страницу в истории Греческого флота. Они очень гордятся новыми кораблями. Даже один из кораблей принимал участие на международной выставке вооружения и военной техники «Defendory International» в Афинах, где был удостоен бронзовой медали.

/Станислав Закарян, «Оружие России»/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить