АПЛ «Ясень» для русского флота

Создавать новый облик атомных подлодок 4-го поколения СССР начал одновременно с США в 1977 году. Предполагалось создать нескольких типов: противолодочный, многоцелевой, противоавианосной. Позднее ограничились работой над проектом единой многоцелевой подлодки, но способной решать самый широкий круг задач. Проектировщиком новой субмарины стало КБ «Малахит», имевшее на то время богатый опыт создания успешных многоцелевых АПЛ.

• Новая субмарина, созданная по проекту 885, получила секретный шифр «Ясень» (НАТО — «Gra-nay»). Закладка головного корабля под именем «Северодвинск» состоялась в конце 1993 г. в городе Северодвинске на предприятии Севмаш. Вскоре из-за недостаточного финансирования строительство замедлилось.

АПЛ «Ясень» для русского флота

Подлодки проекта 885 построены по одновальной схеме. Максимально прочный корпус из специальной стали. Благодаря особенностям конструкции лодка считается самой малошумной субмариной в кораблестроительной истории. По имеющимся сведениям, на корабле применен малошумный водометный движитель и также имеются два подруливающих устройства.

• Военные эксперты, как западные, так и отечественные сошлись во мнении, что АПЛ проекта 885 по уровню гидроакустической заметности находятся на одном уровне с американскими АПЛ «Си Вульф», обладая при этом большей универсальностью, чем американцы.

Ядерную энергетическую установку субмарины класса «Ясень» относят к закрытым реакторам 4-го поколения, в которых используется интегральная компоновочная схема. Преимуществом подобной компоновки является локализация встроенного теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также полное отсутствие патрубков и трубопроводов значительного диаметра.

• Подобная схема предусматривает использование оборудования, которое обладает сверхвысокой надежностью. По утверждению ряда специалистов, новые уникальные корабельные реакторы смогут без дополнительной перезарядки служить гораздо большее время, чем применяются сейчас. Известно, что существующие сегодня энергетические установки обладают возможностью работать 25-30 лет. Иными словами, жизнь ядерного реактора сопоставима со сроком жизни самой подлодки.

Атомная подводная лодка «Северодвинск»

• Точная дата, когда подлодка «Северодвинск», головной корабль серии новых субмарин отправится сдавать «выпускные экзамены» в акватории Белого моря, заранее не афишируется, но и особого секрета из этого уже не делают. «Ожидайте известий во 2-ой половине августа», — заявили в администрации города Северодвинска, которая установила полное официальное шефство над боевым экипажем одноименного с городом корабля.

• В июле 2010 года АПРК «Северодвинск» спустили на воду для проведения достроечных работ и первых швартовных испытаний. Приведём основные ТТХ АПЛ проекта 885 «Ясень»:
— длина максимальная — 120 метров;
— ширина наибольшая — 15 метров;
— осадка — 10 метров;
— водоизмещение максимальное — 11800 тонн;
— крейсерская скорость подводная — 30 морских узлов;
— экипаж судна — 85 человек.

Субмарина оборудована всплывающей спасательной камерой для всего экипажа. «Это первая многоцелевая подводная лодка четвертого поколения, и достаточно символично, что она названа именем вашего прекрасного города», — сказал тогда, обращаясь к жителям Северодвинска, президент РФ Дмитрий Медведев, специально посетивший северную верфь для присутствия на церемонии спуска.

• Рекордный по длительности (почти 18 лет) срок строительства стал следствием небывалого и резкого сокращения оборонных госзаказов и краха научно-производственной кооперации непосредственно в военном кораблестроении. Добавились сюда и немало других значимых факторов как объективного, так и субъективного характера. Однако, как бы там ни было, современный корабль на плаву, необходимые достроечные работы завершены, боевой экипаж обучен. По словам Владимира Пялова, генконструктора СПМБМ «Малахит», готовность подводного крейсера оценивается примерно в 98,9 процента.

• Сейчас подходят к завершению комплексные швартовные испытания. Буквально вслед за этим последует первый выход в открытое море. И не просто лёгкая прогулка, а напряженная испытательная программа ходовых возможностей, рассчитанная на срок в два месяца. Столь долгое рождение первого «Ясеня», как указывают его создатели, связано не только с возникшими в стране экономическими трудностями, но и принципиально новыми вооружением и архитектурой субмарины.

«Северодвинск» несет на борту мощный комплекс вооружения, в который входят сверхзвуковые крылатые баллистические ракеты «Оникс». Он совмещает в себе качества быстроходной и малозаметной торпедной АПЛ с боевыми возможностями ракетного крейсера, к которым относился погибший «Курск».

В носовой оконечности подлодки расположены 533-мм и 650-мм торпедные аппараты. Из них могут выстреливаться телеуправляемые и самонаводящиеся по кильватерному следу торпеды, а также перспективные крылатые ракеты последнего поколения, способные поражать, как подводные и надводные цели, так и наземные.

Также подлодка получила новейшие комплексы навигации и связи, оснащена принципиально новой и уникальной по своим характеристикам ядерной энергетической установкой. Наблюдатели отмечают, что «Северодвинск» отличается от предыдущих ракетных АПЛ, в том числе проектов 949А и 971, как по дальности поражающего действия вооружения имеющегося на борту, так и по размерам, и техническим возможностям.

• Учитывая эти показатели можно сделать вывод, что проект 885 «Ясень» не предназначен для модернизированной замены какой-либо предыдущей устаревшей серии, а по мере необходимости заполняет существующую «нишу» в подводной обороне государства. Такой крайне «нестандартный для русских» вариант подхода к собственной обороне весьма настораживает иностранных аналитиков.

Спуск подлодки «Северодвинск» на воду

• Западные эксперты предполагают, что подлодки класса «Ясень», оснащенные малозаметными, высокоточными крылатыми ракетами, смогут взять на себя значительную часть неядерного сдерживания, при этом оставаясь весьма серьезной угрозой для подлодок, транспортных и боевых кораблей противника.

• Экипаж подлодки «Северодвинск» был сформирован на базе 11 дивизии подводного Северного флота в 2005г., прошел обучение в специальном 270-м учебном центре ВМФ расположенном в Сосновом Бору. В октябре 2009 г. моряки, входящие в состав экипажа прибыли из Заполярья на базу в Северодвинск и уже восемнадцать месяцев вместе со сдаточной заводской командой готовят свою субмарину к вступлению в боевой состав российских ВМФ.

Военно-морской флот России получит до 2020 года не менее 8 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Северодвинск» (проект 885, шифр «Ясень»), сообщило в пятницу, 12 августа, «РИА Новости» со ссылкой на главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого.

/Сергей Вознесенский, topwar.ru/

6 КОММЕНТАРИИ

  1. «отличается от предыдущих ракетных АПЛ, в том числе проектов 949А и 971, как по дальности поражающего действия вооружения имеющегося на борту» — от проекта 949А отличается… В худшую сторону Дальность П700 — 650 км, дальность П800 — «Оникс-Яхонт» — 300 км

  2. То, что заложили в 1993 году, то и получили в 2011 году и не надо строить иллюзий. Посмотрите только на размеры ограждения рубки и сразу будет ясен вопрос решения шумности. И потом: ГЭУ осталась старой, нового пока ничего не создали и создадут только на 4-й корпус Борея. Вот и весь фарс!!!

  3. Про торпедное оружие и принципы его применения и говорить страшно. Смотрел фото кормовой части и качество строительно-монтажныж работ: я топором лучше вырублю!!!

  4. Сергей, ну так выруби, чего ждать-то? Заодно научишь промышленников и инженеров уму разуму.

  5. Советская разработка,старая! Балисти ческие и крылатые путаете-СРАМ! На стратега не тянет! Единственные грозные Акулы раздолбали!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя