Основной боевой танк «Челленджер-2»

Принятие на вооружение британской армии танка «Челленджер» не сняло с повестки дня вопроса об основном боевом танке, который пришел бы на замену всех танков «Чифтен». Перевод ОБТ на «Челенджеры» не предполагался, а после поступления этого танка в войска стал вовсе невозможен. На танк обрушилась волна критики, военные отмечали ненадежность танка, неудобство работы экипажа в башне и несовершенную систему управления огнем. Масла в огонь подлил провал танков «Челленджер», которые приняли участие в соревнованиях на Кубок канадской армии в 1987 году.

• В этих условиях английское правительство решило объявить тендер на замену в английской армии танков «Чифтен». К этому моменту в Англии у фирмы «Виккерс» не было конкурентов в танкостроении, поэтому к конкурсу были допущены иностранные компании. Немцы предлагали «Леопард-2», американцы — «Абрамс» М1А1, бразильцы предложили танк ЕЕ-Т1 «Озорио», рассматривался и перспективный французский танк «Леклерк».

Английский танк «Челленджер»

• Выбор любой неанглийской машины грозил крахом всему британскому танкостроению, финансовому краху «Виккерс», а также множеству фирм-субподрядчиков компании, так как в 1988 году производство «Челленджеров» для армии Великобритании подходило к концу, а экспортных заказов на танк не предвиделось. Принятие на вооружение армии иностранного танка могло самым тяжелым образом сказаться на всем британском танкостроении на ближайшие 20—30 лет. В результате этого перед британцами стоял выбор не только и не столько тактический и технический, сколько политико-экономический. Результат этого выбора всем был ясен заранее.

• Фаворитом конкурса являлся танк «Челленджер-2» производства компании «Викерс», при этом в 1987 году этот танк существовал лишь на бумаге. Презентация проекта прошла в 1987 году. Главный упор был сделан на изготовление новой башни, орудия и системы управления огнем (СУО). Собственно проект предусматривал исправление всего, что «недомодернизировали» на «Челленджере» в сравнении с «Чифтеном».

• В начале 1988 года компания «Виккерс» на собственные средства изготовила 8 опытных башен, первая из которых была готова уже осенью 1988 года. А уже в декабре Минобороны Великобритании заключило контракт на производство и проведение демонстрационных испытаний прототипов танка. Всего было изготовлено 9 опытных танков «Челленджер-2» и 2 башни, которые расстреляли на баллистических испытаниях. К испытаниям танка приступили в 1989 году.

• А окончательный выбор победителя «конкурса» в 1991 году – танка «Челленджер-2» – чудесным образом совпал с окончанием его демонстрационных испытаний. «Изюминкой» проекта была его башня новой конструкции, при проектировании которой специалисты фирмы «Виккрес» учли опыт разработки башни танка Виккерс Mk.7 и бразильского танка ЕЕ-Т1, башню к которому изготавливали англичане.

Танк «Челленджер» имеет 120-мм нарезное орудие L30

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Боевая масса — 62,5 т
Экипаж — 4 чел.
Длина корпуса – 8300 мм
Длина с пушкой вперёд – 11570 мм
Ширина корпуса – 3520 мм
Высота – 2490 мм
Клиренс – 500 мм
Бронирование — тип брони комбинированная «Чобхэм», противоснарядная

Вооружение:
Калибр и марка пушки — 120-мм L30E4
Тип пушки — нарезная
Длина ствола — 55 калибров
Боекомплект пушки — 50 снарядов
Пулемёты — 1х7,62-мм McDonnel Douglas Chain-Gun, 1х7,62-мм L37A2

Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя — 1200 л.с.
Скорость по шоссе — 56 км/ч
Запас хода по шоссе  400 км
Тип подвески — гидропневматическая
Преодолеваемый подъём — 30 град.
Преодолеваемая стенка — 0,9 м
Ширина преодолеваемого рва — 2,8 м
Преодолеваемый брод — 1,1 м

• Башня получилась более простой формы по сравнению с башней танка «Челленджер», при этом она имеет меньшую заметность в радиолокационном диапазоне. С появлением в армиях мира самолетов радиолокационной разведки наземных целей создатели танков стали уделять больше внимания снижению их заметности. В башне установлено новое 120-мм нарезное орудие L30 с длиной ствола 55 калибров. С целью продления срока службы орудия канал ствола выполнен хромированным. Диаметры цапф и гнезд под них были увеличены, что положительно сказалось на колебаниях ствола по углу места и азимуту и привело к повышению кучности стрельбы.

Схема танка «Челленджер-2»

Боекомплект орудия состоит из 50 выстрелов раздельного заряжения. Снаряды и заряды хранятся в разделенных боеукладках. В процессе проектирования башни планировалось установить в нее автомат заряжания, но по ряду причин (сложность конструкции, уязвимость в бою, снижение надежности) от идеи его установки все-таки отказались.
• Приводы наведения орудия и поворота башни полностью электрические, углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляют от -10 до +20 градусов.

• Орудие танка стабилизировано в двух плоскостях. Слева от пушки ставится спаренный с ней 7,62-мм пулемет, еще один такой же монтируется на турели у люка заряжающего, боекомплект пулеметов составляет 4000 выстрелов. В передней части башни установлено по 5 дымовых гранатометов. Внутри башни справа от орудия располагается наводчик и командир (рабочее место командира танка несколько приподнято над местом наводчика), заряжающий располагается слева от пушки. Приборное и электронное оснащение башни в сравнении с «Челленджером» было полностью заменено.

Впервые английский танк получил шину данных Mil Std 1553 – стандартный НАТОвский интерфейс, применяемый и на боевых вертолетах. Военные считают, что переход к единому стандарту интерфейса и оснащение им различных боевых систем позволит существенно повысить скорость обмена информацией между всей техникой, участвующей в боевых действиях.

Комбинированный стабилизированный в двух плоскостях прицел наводчика создан фирмой Барр энд Струд в сотрудничестве с французской SAGEM. Дневной оптический канал прицела имеет 2 приближения — 4- или 10-кратное, ночной обладает 4- или 11,4-кратных приближением. В прицел интегрируется лазерный дальномер. В роли чувствительного элемента для ночного канала используется тепловизор TOGS-2, созданный на основе тепловизора TOGS танка «Челленджер». Чувствительный элемент монтируется над стволом пушки и прикрывается специальной бронированной створкой, которая открывается лишь при активации ночного канала. В качестве вспомогательного прицела на танке применяется телескопический прицел NANOQUEST L30.

Основной боевой танк «Челленджер-2»

Командир танка имеет в своем распоряжении стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM, который представляет из себя упрощенный прицел «Леклерка» (в английском варианте отсутствует ночной канал). Оптический канал прицела имеет 2 приближения — 3- или 8-кратное. В поле зрения данного прицела поступает информация о курсе танка и его местоположении. Для осуществления боевых действий в ночное время имеется видеоконтрольное устройство, на которое поступает изображение с ночного канала прицела наводчика танка.

Также по всему периметру командирской башенки установлено 8 наблюдательных приборов, которые обеспечивают круговое поле зрения. Система управления вооружением танка создана канадской фирмой CDC и представляет из себя модернизированный вариант компьютера американского танка М1А1 «Абрамс». Применяя СУО, командир танка может самостоятельно осуществлять наводку орудия и вести огонь, маркировать обнаруженные цели или полностью передать управление пушкой наводчику, осуществляя в это время самостоятельный поиск новых целей.

Типовой цикл от прицеливания до поражения цели занимает всего 8 секунд. К примеру, при проведении испытаний прототипов хорошо обученные экипажи могли поразить 8 целей за 42 секунды. Корпус танка «Челленджер-2» практически не отличается от своего предшественника, но его начинка подверглась модернизации, хотя и не столь кардинальной, как танковая башня. Корпус боевой машины, так же как его башня и экраны, выполнен из усовершенствованной брони «чобхэм», которая имеет повышенную, в сравнении с броней «Челленджера», снарядостойкость. В передней части корпуса «Челленджера-2» находятся узлы, позволяющие навесить на него бульдозерное оборудование.

Танк «Челленджер» - постановка дымовой завесы

• Изначально конструкторы хотели оснастить танк 1500-сильным дизелем, но военные сочли возможным оставить прежний 1200-сильный двигатель. К слову, из всех современных ОБТ западных стран английский танк имеет самый слабый двигатель, который разгоняет машину весом в 62,5 тонны до скорости в 56 км/ч по шоссе. В качестве основного двигателя англичане применили 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель «Кондор» фирмы Перкинс. Данный дизель имеет турбонаддув. Слева от него монтируется вспомогательный дизель Н30 фирмы Ковентри Клаймекс, имеющий мощность в 37 л.с.

• Вспомогательный дизель используется для запуска основного дизеля, привода электрогенератора, прогрева и подзарядки аккумуляторных батарей. Оба мотора обладают общей жидкостной системой охлаждения, которая способна обеспечить им надежную работу при температуре окружающего воздуха, не превышающей +52°С.

• Трансмиссия TN-54, которую получил «Челленджере-2», ранее уже была обкатана на «Челленджерах» и БРЭМ последних выпусков. Всего в конструкцию моторно-трансмиссионного блока «Челленджера-2» было внесено 44 различных изменения. К примеру, на танк были установлены воздушные фильтры новой конструкции. Улучшены система охлаждения, стартер и генератор, система смазки трансмиссии, произошло усиление болтовых креплений блока.

• Сделали создатели «Челленджера-2» и реверанс в сторону советской танкостроительной школы. Впервые западный танк получил 2 внешних сбрасываемых топливных бака (каждый ёмкостью в 204,5 л), которые ранее сильно критиковались разного рода экспертами. Для того чтобы создать вокруг себя дымовую завесу, танк, помимо традиционных дымовых гранат, может применять устройство впрыска дизельного топлива в выхлопную систему.

Первый серийный «Челленджер-2» был изготовлен в 1994 году, всего английская армия планировала приобрести 386 подобных танков. В декабре 1995 года первые танки начали поступать на вооружение. Первыми их получил Королевский гвардейский шотландский драгунский полк. Эксплуатация машин тут же выявила целый «букет» недостатков, который главным образом был связан с СУО и прицелами.

• Поскольку Минобороны заключило с «Виккерс» фиксированный контракт, заранее обговорив оптовую цену, устранением недостатков фирма занялась за свой счет. Длительное время эти недостатки были лишь «зафиксированы», так, к 1997 году в армии находилось лишь 36 тех самых танков драгунского полка, которые использовались главным образом для подготовки танковых экипажей, в то время как еще 114 машин хранились на складах производителя, в ожидании модернизации.

/По материалам topwar.ru, tankez.ru и pro-tank.ru/

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Дополнение — снаряды у «Челленджера» находятся в кормовой части башни, а вот метательные заряды, в которых порох упакован в шёлковые мешочки, разместили в корпусе, и когда эта мешкотара пыхает, то башенку у танка сносит, правда не очень далеко, но всё-таки сдувает.

  2. как ты плохо разбираться в танках Кот -333 все верно снаряды и заряды хоронятся по од дельности только бризантные снаряды хоронятся отдельно а кинетические в корпусе и у них нет ВВ вообще.

    • Да да именно хоронятся, эй верхоглядко, прочитай мой комментарий ещё раз, может дойдёт что нибудь до мозги твоей. А заряды и снаряды-это разные вещи.

  3. у челенджера-2 другая беда у него крыша имеет толстую броню а вот люки имеют тонкую броню и особенно люки на башни в обычном бою это не столь важно но вот в бою в городе это весьма проблематично.

  4. Правда его снаряды со сминаемой головной частью не столь эффективны против танков с комбинированной броней таких к примеру как Т 72А или т 90С

  5. У челенджера 2 очень крутая подвеска даже очень правда не известно на сколько она надежна хотя серьезных нареканий у нее нет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введи свой комментарий!
Пожалуйста, введи свое имя