БМД-4 - машина, вокруг которой ведутся оживлённые споры• В настоящее время тема обеспечения Воздушно-десантных войск бронетехникой горячо обсуждается и в Минобороны и военными экспертами. Однако тема эта, как представляется, заслуживает куда более внимательного отношения – и прежде всего в том, что касается судьбы БМД-4 и сопутствующих вопросов, относящихся к развитию вооружений для ВДВ.

НЕЗАСЛУЖЕННО ОБИЖЕННАЯ БМД

• БМД-4 в принципе отвечает всем современным требованиям. Немного повторим: базовое шасси – БМД-3, вооружение – БМП-3. Напомним, что БМП-3 находится в производстве с 1979 года.

• Перейдем к рассмотрению ТТХ машины. Всё рассматривать не будем, только выборочно, проблемные моменты в сравнении БМД-4 и БМД-2 (БТР-Д). Масса машины – более 13 тонн. Тут же возникает вопрос: а не много ли это? По всей видимости, масса запредельная. Например, масса БТР-Д – 8 тонн, Ил-76 способен транспортировать три единицы БТР-Д (БМД-2), а БМД-4 только одну. Опять вопрос: где взять столько самолетов? Ответа нет, как и нет такого количества самолетов.

Трансмиссия на машине гидромеханическая. Простая в управлении, но гораздо сложнее по устройству в отличие от механической трансмиссии БМД-2, отсюда и некоторые проблемы. В устройстве трансмиссии имеются три мощных фильтра для очистки масла и довольно много разных клапанов. В частности, применяются высококачественные ГСМ ТСЗп-8 (МГЕ-25Т), жёсткие требования на наличие влаги и всевозможных примесей, а также высокие требования к квалификации обслуживающего персонала – в частности, механика-водителя.

Боевая машина десанта БМД-4• Вес трансмиссии БМД-4 более 600 кг, у БМД-2 более 200 кг, разница существенная. Ремонт трансмиссии БМД-4 производится только на заводе-изготовителе, у БМД-2 трансмиссию можно ремонтировать в полевых условиях.
• Двигатель на БМД-4 того же семейства, что и на БМД-1, -2 и БТР-Д, только эти двигатели разные по мощности и массе, рассматривать их не будем. Недостаток один, опять же масса двигателя БМД-4 и габариты выше.

Вооружение БМД-4 аналогично БМП-3: 100-мм пушка 2А70 и 30-мм пушка 2А72, система управления огнём (СУО) в принципе та же. Масса боекомплекта БМД-4 выше, чем масса боекомплекта БМД-2, а это, в свою очередь, вызывает проблему с обеспечением боеприпасами, требуется увеличение количества транспорта либо количества подач боеприпасов в сутки.

Машина 2С25 «Спрут» — 125-мм самоходная артиллерийская установка (САУ), по сути  дела, та же БМД-3, только другое вооружение. «Спрут» снабжен 125-мм пушкой 2А75, аналог 125-мм танковой пушке 2А46 танка Т-72. Автомат заряжания пушки, по всей видимости, также позаимствован у Т-72. В целом комплекс вооружения давно проверен, надежен и нареканий не вызывает. Тем более танк Т-72 является самым продаваемым за рубеж и самым воюющим отечественным танком, другой рекламы и не надо. Но масса машины – 18 тонн, что уже явно чрезмерно для авиадесантной машины.

• Да и вес 125-мм боеприпасов явно высок и несравним даже с боеприпасом «Ноны» и гаубицы Д-30 со всеми вытекающими от сюда последствиями. При этом по своим боевым качествам 120-мм ОФ снаряд «Ноны» превосходит 125-мм ОФ и сравним с боевым могуществом 152-мм ОФ гаубицы. Если наличие «Спрута» в Сухопутных войсках и морской пехоте необходимо, легко обосновать и исторически подтверждается, то присутствие такой тяжелой и габаритной машины в ВДВ непонятно. Ведь есть противотанковые ракетные комплексы (ПТРК), которые более всего подходят десантникам, к тому же в ВДВ была уже подобная машина АСУ-85, от неё в последствии отказались, хотя в целом десантники давали ей хорошую оценку – да вот весила она 15 тонн.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

• На данный момент закупочная цена на БМД-4 и «Спрут» колеблется в пределах нескольких десятков миллионов рублей за одну машину. Это однозначно завышенная цена, причем в разы, и ни чем не обоснована, явно машины столько не стоят. В чём причина?
• Для примера: на данный момент стоимость танка Т-90 находится на уровне 55–60 млн. рублей за одну машину в зависимости от комплектации. Нетрудно сделать вывод: при таких ценах ВДВ действительно будут на голодном пайке.

Самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут»• В связи с тем, что машины более сложные, то и стоимость эксплуатации возросла по сравнению с БМД-2. Взять хотя бы ГСМ — масла дороже, расход топлива выше.

• Ремонт машины, по всей видимости, будет проводиться на заводе-изготовителе по понятным причинам. В войсках ремонт тоже станет дороже, так как там в основном производят сварочные работы по корпусу машины. Корпус алюминиевый, а эти работы всегда были дорогими, к тому же требуется сварщик высокой квалификации, с ними в войсках тоже всегда была проблема. Запасные части к гидромеханической трансмиссии дороже, чем к механической, да и требования к сборке также гораздо выше.

• В связи с тем, что стоимость эксплуатации возросла, стоимость подготовки экипажей тоже возросла. Тем более сложность машины предъявляет повышенные требования к экипажам, так как Минобороны России практически отказалось от контрактной армии, а одного года службы явно недостаточно для службы на таких машинах.

ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ

• Рассмотрим военную технику для ВДВ в зарубежных армиях. В ФРГ с середины 70-х годов для воздушно-десантных войск разрабатывается боевая гусеничная машина «Визель». Корпус машины изготовлен из стальных листов. Боевой вес составляет 2,6 тонны. Машина предназначена для транспортировки различного вооружения, разрабатываются также самоходные ЗРК и огнемет, командирская и санитарная машины.

Китай. С середины 1990-х годов в КНР велись активные работы в области создания боевых машин десанта для повышения боевых возможностей воздушно-десантных частей НОАК. Впервые новая машина, получившая обозначение ZLC-2000, была продемонстрирована на учениях воздушно-десантных частей НОАК в начале 2005 года. Боевая масса – 8 тонн. Вооружение аналогично БМД-2.

США. На современном этапе развития воздушно-десантные подразделения США являются легковооруженной пехотой, которая имеет на вооружении современную легкобронированную технику и артиллерию, способную десантироваться парашютным или посадочным способом в район боевого назначения. После войны во Вьетнаме развитие парашютной техники достигло такого уровня, что стало возможным проводить десантирование бронированной техники типа универсальный бронетранспортер М113 и легкий танк М551 «Шеридан» (Sheridan). Современная боевая машина «Страйкер» (Stryker) из-за значительного веса не может десантировать парашютным способом с самолетов ВТА. Кстати, М113 уже более 50 лет находится на вооружении и, по заявлениям американских военных, ещё столько же будет служить.

Опыт международной военной коалиции (МВК) по применению боевой техники в Афганистане и Ираке показал, что применение БМП и гусеничных БТР очень дорого, и постепенно перешло на применение колесных БТР и бронеавтомобилей. Такой переход связан в основном с двумя факторами: отсутствием у противника большого количества тяжелого вооружения и экономической целесообразностью.

• Предлагаю подробнее рассмотреть данную проблему путем сравнения эффективности применения гусеничной БМП (БТР) и колесного бронированного автомобиля (КБА).
Основные критерии оценки:

— стоимость производства БМП выше в разы стоимости КБА, НИОКР можно и не упоминать – и так понятно;

— затраты на эксплуатацию БМП выше, чем на КБА, с учётом затрат на транспортирование и хранение;

— время, затраченное на производство БМП, выше, чем на КБА;

— время, затрачиваемое на подготовку экипажей для БМП, и стоимость этой подготовки выше, чем для КБА;

— стоимость ремонта БМП выше, чем у КБА;

— развернуть и начать производство БМП сложнее, чем у КБА;

— стоимость модернизации и капитального ремонта БМП выше, чем у КБА;

— стоимость утилизации БМП выше, чем у КБА.

• Из всего вышесказанного можно сделать вывод: нужна простая, недорогая машина, желательно колёсная, но у колёсной машины есть ограничения по проходимости и массе возимого снаряжения, вооружения и материальных средств. Соответственно теряются универсальность и способность применять её в различных условиях местности. К тому же не во всех природно-климатических зонах возможно применение колесных машин, а отсутствие плавучести сильно ограничивает область применения.

Авиадесантная САУ «Нона»ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

• Какие же пути решения проблем? А всё очень просто, искать ничего не надо, придумывать велосипед тоже не надо, все давно уже придумано. Как говорится: «Всё новое – это хорошо забытое старое».

• Так вот, вместо БМД-4 и «Спрута» нужно использовать «Нону»: в боекомплект ввести 100-мм ПТУР «Басня» или «Аркан», обеспечив тем самым возможность уничтожать бронированные цели, соответственно отпадет надобность в «Спруте». После такой модернизации «Нона» будет выполнять три огневые задачи: гаубицы, миномета и ПТРК, тем более что провести такую модернизацию не составит большого труда, так как в её боекомплект уже введен управляемый снаряд «Китолов-2». Это ближайшая перспектива.

На длительную перспективу необходимо провести углубленное исследование применения вооружения и военной техники (ВВТ) в ВДВ, начиная с 1 августа 1930 года и заканчивая нынешним днём, выработать четкую концепцию боевой машины десанта с учётом всех политических и экономических реалий:
— корпус машины должен быть стальным;
— вооружение машины – вынесенное и быстросъемное, в крайнем случае, буксируемое;
— база машины – гусеничная или колесная.

Несколько пояснений: стальной корпус дешевле алюминиевого, в войсковых условиях его легче ремонтировать. В бою при возникновении пожара машина с алюминиевым корпусом, как правило, сгорает дотла. В боевых условиях при выходе из строя шасси с машины можно снять вооружение, боеприпасы и использовать в пешем порядке.

Тут есть два пути — создать новую машину или выбрать что-то из имеющегося в наличии. Первый путь дорогостоящий и длительный, остается второй. Из всего спектра имеющихся в наличии машин более всего подходит только МТ-ЛБ, из колесных машин пока ничего подходящего. Правда, есть «Тигр» и машина итальянской фирмы Iveco, но у них ограничения по проходимости и массе перевозимого снаряжения. Если брать «УАЗ», а в советские времена многие ДШБ были ими вооружены, то на данный момент его всё равно нужно модернизировать, хотя бы поставить дизельный двигатель.

НАШ КАНДИДАТ – МТ-ЛБ

• Итак, что такое МТ-ЛБ. Проведём краткий анализ её, если можно так сказать, деловых качеств. Масса – 9700 кг, золотая середина между БТР-Д и БМД-4. Даже если на МТ-ЛБ установить вооружение БМД-4, масса её при этом не превысит 13 тонн.

————————————————————————————————————

Многоцелевой тягач лёгкий бронированный МТ-ЛБКРАТКАЯ СПРАВКА

• МТ-ЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный) — плавающий бронетранспортёр. Создан для перевозки людей и грузов, а также на роль артиллерийского тягача. В некоторых частях использовался также для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60. Бронетранспортёр принят на вооружение в 1964 году.

• Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. МТ-ЛБ широко применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

• В отличие от БМП, БТР и БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилась задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход (что повышает его проходимость), противопульную броню и пулёметное вооружение.

(прим.- Алекс Варламик)

————————————————————————————————————

Стоимость МТ-ЛБ. Завод после капитального ремонта продает её за 1 млн. рублей, это «ничто» по сравнению с ценой БМД-4, с установкой на неё различного вооружения стоимость вряд ли превысит 5 млн. рублей.

Проведем сравнительный анализ БМД-4 и МТ-ЛБ по основным показателям: огневая мощь, защищенность, подвижность и командная управляемость.
Огневая мощь МТ-ЛБ не идёт ни в какое сравнение с БМД-4, её, можно сказать, нет, но на МТ-ЛБ можно установить весь спектр вооружения – начиная с крупнокалиберных пулеметов, ПТРК, ЗРК и заканчивая артиллерийскими комплексами калибра 120-мм.

Защищенность также не идёт ни в какое сравнение с БМД-4, но опять же на нее можно установить разнесенное легкосъемное бронирование. Подвижность: скорость по шоссе у БМД-4 выше, но на пересеченной местности они сравниваются, а такой показатель, как проходимость, даже можно и не пытаться сравнивать, у МТ-ЛБ она просто фантастическая.

MT-ЛБ в варианте, вооружённом 23 мм пушкой ГШ-23 и 12,7 пулемётом КордКомандная управляемость – показатель относительный, так как зависит от подготовки командного состава и наличия технических средств управления, поэтому его можно не рассматривать.

• Вышеперечисленный список можно в принципе продолжить, но рассматривать каждую машину не будем, это тема другого разговора. Отмечу лишь один момент: до недавнего времени МТ-ЛБ закупала Швеция для установки на неё различного вооружения, если Швеция – великая автомобильная держава, в отличие от нас покупала МТ-ЛБ, то лучше рекламы не придумаешь.

• Не стремлюсь навязывать МТ-ЛБ как лучшую машину, но на данный момент другой просто нет. В свое время сам скептически относился к МТ-ЛБ, пока не пришлось служить в подразделении, на вооружении которого она была. Ремонт МТ-ЛБ производился в подразделении (батальоне) механиками-водителями невысокой квалификации, прослужившими полгода-год, в том числе проводилась замена двигателя и КПП. Механики смогли самостоятельно отремонтировать КПП, причем в полевых условиях, благо техники мотострелковых рот имели соответствующий опыт. Даже готовы были ремонтировать двигатели.

Выскажу свое мнение: на данный момент лучше машины для призывной армии нет и в ближайшем будущем вряд ли будет, лучше машины для войны нет. Тем более МТ-ЛБ приспособлена к транспортированию авиатранспортом, остается только приспособить ее к десантированию парашютным способом.

• Запас на модернизацию у МТ-ЛБ практически не ограничен, и, надеюсь, её ждет счастливая судьба долголетия, как и её собрата по своему классу, американского БТР М113.
• Ну а пока… … пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке.

/Владимир Неминович, подполковник, преподаватель кафедры эксплуатации БТВТ Московского ВВКУ, nvo.ng.ru/

10 КОММЕНТАРИЕВ

  1. А что, на западе делают БМП и БТР, которые неуязвимы для снаряда или РПГ последних модификаций? При таком подходе остаётся только признать, что кроме физической силы, количества бойцов и наличия дубин, всё остальное — пшик. Тогда армия Китая — самая самая…..

  2. Глупости по поводу МТ-ЛБ. Идёт модернизация БМД-2, их выпускает Волгоградская Машиностроительная в достаточном количестве. А про БМД-4М надо забыть. Курганмаш никогда не имел своих разработок. Всё на готовеньком. Ни хрена у КМЗ не вышло. АБЦ.

  3. Толковая и очень полезная статья. Автору, как сейчас говорят, респект.

    Продукция (те же Спруты) и модернизация БМД-2 волгоградской компании являются дорогостоящими переделками разработок советской эпохи. Такая авиадесантная БТ не вписывается ни в какую цельную доктрину применения мобильных войск на сегодняшний день. К тому же, эта АБТ устарела морально и технически. А неоправданно высокая стоимость (которая, очевидно, содержит в себе коррупционную составляющую) — вообще отдельная тема. Таким образом, поддержание жизнеспособности данного предприятия ценой снабжения ВДВ бородатым хламом почти уже вредно для будущей обороноспособности страны.

  4. Автор статьи делал выводы основываясь на Израильском опыте. Здравый смысл в рассуждениях есть.Хочу добавить с таким классом бронирования эффективней применять дюралевую броню т.к масса меньше, а ремонтировать корпус после бое столкновения не потребуется — неважно он из стали, дюраля или пластика. Хочу закончить словами из стиха: «Машины разные нужны, машины разные важны». БМД-4 также как и МТ-ЛБ после доработки обязательно должны быть приняты на вооружение в отношении 1 к 6.

  5. А с какого интересно перепуга Ил-76 с грузоподъемностью 40-60 тонн только 1 БМД-4 (13,5 тонн) десантировать может? И вообще, мне интересно, нахрена городить огород с этими «недоделанными» БМП-3 под названием БМД-4, с ухудшенной защищенностью и обитаемостью, если изначально БМП-3 предполагалась как универсальная машина для СВ, ВДВ и МП, и существует парашютная многокупольная система десантирования, позволяющая десантировать боевые машины массой до 20 тонн?! Нахрена прицепились именно к массе боевой машины в 12-13 тонн?!

    • Бмп 3 и Бмд 4 абсолютно разные машины с одинаковым модулем вооружения( ну и двигатель с разной степенью форсирования) БМП 3 НИКОГДА не предлагалась в ВДВ.( у неё вес за 21 тонну.) Шельф позволяет десантировать какой угодно вес маштабируемость у него фантастическая.. грубо говоря 1 купол-1тонна сколько надо столько и «запрягут»куполов в связку. Но… как поведет себя самолет после отделения веса за 20 тонн?? что будет у него с центровкой?? вопрос не так прост…

  6. А и правда,нахрена?Но люди которые в плотную занимаются данной темой,наверное знают чуть больше чем мы.

    • Они знают то же, что и мы — что российская деградировавшая ВТА из-за нехватки самолетов не может проводить высадки необходимого количества машин массой 18 тонн…вот и вся причина.

  7. я думаю что преподавателю общевойскового училища не имеет смысла анализировать состояние и нужды ВДВ в БТТ. Есть Рязань( я имею в виду РВДУ) и там гораздо лучше знают и понимают нужды ВДВ основанные не на эмпирических рассуждения а на практических реалиях.Начать даже с того что в ВДВ специалисты практически на 100 контрактники .Нельзя сравнивать НОНУ и Спрут по могуществу выстрела- как нельзя сравнивать танк и самоходное орудие. В ВДВ всегда не хватало ПТС а танк как известно лучшее ПТС. И вообще стягивать в ВДВ технику 60….х?Проходимость БМД ниже проходимости МТ ЛБ??? А шведы покупали МТЛБ освободившиеся после обьединения германий из армии бывшей ГДР по причине их фантастической дешевизны от них практически освобождались как от лома..( кстати машины им очень понравились)

Ответить