Стратегическая авиация России

 

Стратегическая авиация России• Только две страны в мире: США и Россия, имеют в составе Вооружённых Сил такой элитный род Военно-Воздушных Сил, как Стратегическая или Дальняя авиация. Вместе с подводными ракетоносцами и межконтинентальными баллистическими ракетами, самолеты Дальней авиации входят в состав ядерной триады и отвечают за безопасность государства в воздухе.
Стратегический бомбардировщик — военный самолёт, предназначенный для бомбардировки стратегически значимых объектов в тылу противника, с целью подрыва его военной и промышленной мощи. В отличие от фронтовых бомбардировщиков, предназначенных для поражения техники и личного состава непосредственно на поле боя, стратегические бомбардировщики призваны уничтожать заводы, электростанции, дороги, мосты, плотины, важные объекты сельского хозяйства, военные объекты и целые города. В настоящий момент лишь Россия и США обладают такими типами самолётов.
Ракетоносец Ту-160 и Су-27 на праздновании Дня ВВС в Монино• Следует отметить, что бомбардировщик принято называть стратегическим, только когда он обладает межконтинентальной дальностью действия и способен применять ядерное оружие. Например, самолёты типа Ту-22М, Ту-16 и B-47 способны применять ядерное оружие, но не обладают межконтинентальной дальностью полёта, и поэтому рассматриваются как дальние бомбардировщики.

• Однако из-за неопределённости критериев с одной стороны, и политической конъюнктуры с другой, некоторые страны могут называть свои дальние, тактические и оперативные бомбардировщики стратегическими (Xian H-6A — ВВС Китая, Vickers 667 Valiant — ВВС Великобритании, Mirage 2000N — ВВС Франции, FB-111 — ВВС США).

История вопроса

• Стратегическая авиация, в полном смысле этого термина, начала активно развиваться в первые годы холодной войны. Тем не менее к стратегическим бомбардировщикам часто относят B-29 ВВС США времён Второй мировой войны.
• Во время Второй мировой войны стали появляться и проекты действительно межконтинентальных бомбардировщиков. В Германии и Японии существовали планы использования таких бомбардировщиков для налётов на США с территории Европы и Азии соответственно. В США, в свою очередь, разрабатывался проект межконтинентального бомбардировщика для налётов на Германию в случае падения Англии — в итоге дальнейшего развития этого проекта во второй половине 1940-х годов началось массовое производство первого «настоящего» стратегического бомбардировщика В-36. Однако B-36, будучи поршневым самолётом, вскоре стал достаточно уязвимым для быстро совершенствовавшихся реактивных истребителей, несмотря на свою очень большую (для тех лет) высоту полёта. Тем не менее, в течение ряда лет B-36 составляли основу стратегических ядерных сил США.
Два стратегических бомбардировщика Ту-95МС и грузовой самолёт Ан-124 «Руслан» рядом с американским стратегическим бомбардировщиком B-52H «Stratofortress» в рамках дружественного визита в США. 1 мая 1992 г., авиабаза «Barksdale», США, шт. Луизиана

• Далее развитие этого вида вооружений пошло быстрыми темпами. Через какое-то время стратегические бомбардировщики, оснащенные, как правило, ядерным оружием, постоянно несли боевое дежурство, обеспечивая условия взаимно-гарантированного уничтожения в случае вооружённого конфликта. Главным требованием к стратегическому бомбардировщику, к выполнению которого стремились авиаконструкторы, являлась способность самолета доставить ядерное оружие до территории потенциального противника и вернуться обратно. Основными такими самолетами в период холодной войны стали американский B-52 и советский Ту-95.

• С развитием новых технологий стратегические бомбардировщики получили сверхзвуковую скорость и способность летать на предельно малых высотах (B-1, Ту-160), а в некоторых случаях и пониженную радиолокационную заметность (B-2). Данный комплекс характеристик увеличивает вероятность успешного проникновения в чужое охраняемое воздушное пространство.

• Тем не менее, высокая стоимость создания и содержания самолётов данного типа, а также их невысокая эффективность в конфликтах малой интенсивности, не даёт возможности быстро заменить авиапарк, и некоторые типы самолётов остаются на вооружении в течение нескольких десятилетий (B-52 и Ту-95). Однако моральное и техническое старение машин данного типа вызывает необходимость их замены. Так в США была запущена программа по разработке нового бомбардировщика для замены B-52 (после 2030 года, когда предварительно, самолеты данного типа должны будут сняты с боевого дежурства). В России же планируется Ту-95 заменить на модернизированные Ту-160 после 2015.

• Как правило, стратегические бомбардировщики разрабатывались непосредственно для доставки ядерного оружия. Но они иногда использовались в локальных войнах. В частности, Ту-16, Ту-22 и Ту-22М ограниченно применялись в Афганской войне, B-52 — во Вьетнаме и Ираке, B-2 — в Югославии и в Ираке.

Стратегическая авиация

Бомбардировщик Ту-22М3 заходит на посадку• Стратегические бомбардировщики, находящиеся на вооружении Вооруженных сил России, входят в состав 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения). По состоянию на июль 2009 года в составе 37-й воздушной армии находилось 76 стратегических бомбардировщиков двух типов, способных нести до 856 крылатых ракет большой дальности:
Ту-95МС — 63 шт.
Ту-160 — 13 шт.
• В состав 37-й воздушной армии входят две тяжелых бомбардировочных дивизии, на вооружении которых состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Кроме этого, в составе армии находятся четыре тяжелых бомбардировочных дивизии с бомбардировщиками Ту-22М3 (Backfire).

• 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная дивизия базируется в городе Энгельсе (Саратовская область), в составе дивизии находится 13 бомбардировщиков Ту-160 и 23 бомбардировщиков Ту-95МС. Кроме этого, в состав дивизии входит 203-й полк самолетов-заправщиков Ил-78, базирующийся в Рязани.

• 326-я тяжелая бомбардировочная дивизия базируется в Украинке (Хабаровский край),  всего на базе в Украинке находится 40 бомбардировщиков Ту-95МС.

Стратегические бомбардировщики
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС
• Стратегический бомбардировщик Ту-95МС (по классификации НАТО — Bear «Медведь») был создан в КБ А. Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось в 1984-1991 гг. на авиационном заводе в г. Куйбышеве (в настоящее время авиационный завод Авиакор, г. Самара). Бомбардировщик оснащен турбовинтовыми двигателями, является самым быстрым винтовом самолётом. 30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолетов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров, над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

Максимальная взлетная масса — 187 т
Максимальная скорость — 925 км/ч
Боевой радиус — 6 500 км
Дальность полёта — 15 000 км
Практический потолок — 12 000 м
Длина — 47,1 м
Размах крыльев — 50,1 м
Высота — 13,2 м
Боевая нагрузка — 12 000 кг
Экипаж – 7 человек

Ударное вооружение бомбардировщика состоит из шести крылатых ракет большой дальности Х-55, размещенных в бомбовом отсеке. Вариант бомбардировщика, обозначаемый как Ту-95МС16, может дополнительно нести до 10 крылатых ракет, размещаемых на пилонах под крыльями, но дальность бомбардировщика при этом значительно уменьшается.
Сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160
• Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла Ту-160 (по классификации НАТО — Blackjack) был разработан в КБ А. Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось в 1984-1992 гг. и вновь с 1999 года на авиационном заводе в г. Казани. Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, самым мощным и самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

Максимальная взлетная масса — 275 т
Предельная скорость на высоте — 2230 км/ч
Крейсерская скорость — 920 км/ч
Практическая дальность — 14600 км
Боевой радиус — 6000 км
Продолжительность полёта — 25 ч
Практический потолок — 15000 м
Скороподъёмность — 4400 м/мин
Длина разбега/пробега — 900—2000 м
Длина — 54,1 м
Высота — 13,1 м
Размах крыла — 55,7/50,7/35,6 м
Боевая нагрузка — 40 000 кг
Экипаж — 4 человека

Вооружение
• В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения, как в ядерном, так и в обычном снаряжении.
• Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют радиолокационную систему самонаведения.

• Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырёх пусковых установках).

• Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого, ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе одни из самых мощных отечественных боеприпасов этого класса — бомб серии КАБ-1500 массой 1500 кг
• Самолёт может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

Крылатые ракеты

Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55• Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 (несекретное название — РКВ-500, по классификации НАТО — AS-15 «Kent»), разработана в МКБ Радуга (г. Дубна, Московская область). Производство ракет с 1983 года осуществлял Дубнинский машиностроительный завод.

• Совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее  известными координатами.  Имеет ядерную боеголовку  мощностью 200кт. Система наведения инерциальная с коррекцией на конечном участке полета.

Длина                —       8,09 м;
Диаметр корпуса      —       0,77 м;
Размах крыльев       —       3,10 м;
Стартовая масса      —       1700 кг;
Скорость полёта      —       0,5-0,8 М (600-970 км/ч);
Дальность полёта     —       3000 км;
Круговое вероятное отклонение — 150 м.
Двигатель – турбореактивный, Р-95-300.

• Был разработан также вариант ракеты Х-55СМ, обладающий большей дальностью за счет дополнительных топливных баков. Этот вариант обозначается РКВ-500Б. В 1999 году были проведены испытания модернизированного варианта ракеты, ставшего известным как Х-555. Сообщалось, что Х-555 представляет собой неядерный вариант Х-55.
• В настоящее время в России ведётся работа над новой крылатой ракетой, которая по всей видимости призвана будет заменить Х-55 и её варианты. Новая ракета в обычном оснащении стала известна как Х-101, вариант ракеты в ядерном оснащении известен как Х-102.
Аэробаллистическая ракета класса "воздух-земля" Х-15
• Гиперзвуковая аэробаллистическая ракета Х-15 (другое название РКВ-15, по классификации НАТО — AS-16 «Kickback»). Совершает полёт по баллистической траектории до высоты около 40 000 метров, а затем снижается к цели, развивая при этом скорость до 5 Мах (порядка 6000 км/час). Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.

Система наведения — инерциальная без коррекции;
Двигатель — твёрдотопливный, двухкамерный, РДТТ-160;
Длина — 4,78 м;
Диаметр корпуса — 0,455 м;
Размах крыльев — 0,92 м;
Стартовая масса — 1200 кг;
Максимальная скорость полёта — 6000 км/час (5 М);
Максимальная дальность пуска — 300 км;
Максимальная высота полёта — 40 км;
Масса боевой части — 150 кг;
Мощность ядерной БЧ — до 350 кт;
Круговое вероятное отклонение — 5-8 м.

• Ракета Х-15 имеет бескрылую схему с консольным цельноповоротным оперением. За счет высокой скорости полета корпус ракеты испытывает значительные аэродинамические нагрузки и нагрев, для обеспечения требуемого запаса прочности он выполнен из титана, имеет наружную теплозащиту и внутреннюю теплоизоляцию. Поверхность планера ракеты покрыта специальным металлизированным покрытием для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении. Пуск ракет Х-15 производится с помощью многопозиционной роторной (револьверного типа) установки МКУ6-1.

/ По материалам topwar.ru /


 
 
 

5 комментариев

  1. Федор:

    посмотрев на наши самолеты стратегической авиации просто дух захватывает что у нас есть что можно противопоставить странам которые вдруг задумают на нас россию наехать мало не покажится пусть лучше живут мирно с нами и не будят русского ивана МОЛОДЦЫ так держать

  2. Юлий:

    Я ищу материалы (фото, интервью, воспоминания участников встречи, посвящённой 100-летию дальней стратегической авиации СССР (России), состоявшейся в августе прошлого года. Об этой встрече мне рассказал её участник — штурман эскадрильи (имя не называю по известным причинам), который тоже хочет найти и ознакомиться с материалами, которые ему интересны. Но, увы, пока не смог этого найти (и он, и я). А ведь это так интересно — посмотреть на этих ветеранов, которые создали и служили во времена совсем недавние.

  3. пип:

    А где наши типа стелс?

  4. Аноним:

    Украинка в Амурской области а не в Хабаровском крае

  5. апичаиячасмчс:

    А ведь 160-х будет больше…все-таки.

 
 

Оставить комментарий